Ил-18Д "Циклон"

В середине 1970-х гг. было принято решение о создании на базе самолетов Ту-104, Ил-18Д и Ан-12БП многоцелевых летающих метеолабораторий для исследования процессов образования облаков, туманов, воздушной турбулентности, колебаний температуры и давления, определения места зарождения циклонов и тайфунов, а также для превращения облаков в дождь или снег и рассеивания тумана над аэродромами. Рассматривались и вопросы управления гидрометеорологическими процессами.

Самолет Ил-18Д "Циклон" (рис.1) создавался по техническим требованиям Центральной аэрологической обсерватории Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды. Доработки велись на московском серийном по семейству ИЛ-18 заводе «Знамя Труда»

По конструкции и летно-техническим данным Ил-18Д "Циклон" мало отличался от обычной пассажирской машины. Новым во внешнем виде самолета были: носовая штанга длиной 4 м с датчиками комплекса измерителя структуры воздушного потока, подфюзеляжный носовой обтекатель для антенны обзорного радиолокатора и два обтекателя сверху фюзеляжа вблизи задней кромки крыла для метеорадиолокаторов вертикального зондирования. Кроме того, на внешней поверхности фюзеляжа установили многочисленные датчики различной научной аппаратуры, обтекатели лазерных поляриметров, инфракрасного радиометра, кино- и телеаппаратуры, люк для аэрофотоаппарата. четыре окна пассажирской кабины заменили полусферическими блистерами. В верхней части фюзеляжа за крылом также установили блистер, а в нижней части фюзеляжа - два окна с плоскими оптическими стеклами, которые при движении самолета по земле защищались от загрязнения дистанционно управляемыми крышками.

Внутри фюзеляжа Ил-18Д "Циклон" разместили аппаратуру термодинамического комплекса, средства измерения микроструктуры облаков и осадков, метеорологическую, радиолокационную и лазерную аппаратуру, средства активного воздействия на облака, оборудование для регистрации, обработки (включая цифровую вычислительную машину) и контроля результатов исследований. Всего в фюзеляже самолета имелись 19 стендов с аппаратурой и 33 рабочих места. Стенды, установленные на штатные рельсы крепления пассажирских кресел, легко снимались. Люки с лестницами в полу кабины обеспечивали в полете доступ к оборудованию, размещавшемуся в нижних багажных отсеках. Место заднего туалета заняла фотокомната. В третьем пассажирском салоне была оборудована шлюзовая камера для сбрасывания парашютных зондов.

Первый полет Ил-18Д "Циклон" борт № 75442  (рис.2) состоялся 4 апреля 1980 г. Совместно с другими самолетами серии "Циклон" эта машина использовалась в различных научных программах по изучению атмосферных явлений над территорией как Советского Союза, так и ряда зарубежных государств. Осенью 1986 г. Ил-18Д "Циклон" участвовал в совместном советско-кубинском эксперименте по исследованию природы тропических циклонов в время которого было произведено пересечение центральной зоны тайфуна «Emily». В 1987-89 годах самолет принимал участие в исследованиях во Вьетнаме. В 1991-94 самолет участвовал в проекте увеличения осадков в Сирии.

Ил-18Д "Циклон" не был единственным самолетом Ил-18, переоборудованным для метеорологических исследований. До него и после него самолеты Ил-18 оснащались различным оборудованием и совместно с метеорологическими спутниками и геофизическими ракетами участвовали в научных экспериментах по изучению атмосферы.

 

Рис. 1. Схема самолета-лаборатории Ил-18Д "Циклон"

Рис. 2. Метеорологический самолет-лаборатория Ил-18Д "Циклонорт №75442

 

Галерею фотографий борта №75442 (и не  только) можно посмотреть здесь